На протяжении столетий ведутся споры, была ли Туринская плащаница погребальным саваном Иисуса Христа или искусной подделкой Средневековья.
Около 800 лет ученые и священнослужители обсуждают, могли ли в ткань, известную как Туринская плащаница, обернуть тело Иисуса Христа после снятия с креста или нет.
Новое исследование предполагает, что отпечаток, который виден на Туринской плащанице, не соответствует линиям реального человеческого тела, и, с большой вероятностью, ткань датируется средними веками.
О Туринской плащанице
Эта почитаемая реликвия впервые упоминается в 1354 году, когда французский рыцарь Жоффруа де Шарни подарил её церкви города Лирей. Ткань с изображением силуэта мужской фигуры и следами крови быстро получила священный статус, благодаря распространившимся слухам, что она является погребальным саваном Иисуса Христа.
Туринскую плащаницу много раз исследовали и изучали.
Например, в конце 1980-х гг. три разные лаборатории проводили радиоуглеродное датирование, в результате которых установили, что ткань изготовили в промежуток между 1260 и 1390 гг., т.е. более тысячи лет после казни Иисуса. Туринский архиепископ того времени, согласившись с выводами, заявил, что плащаница с большой вероятностью является копией настоящего савана Иисуса.
Однако верующие продолжили воспринимать Туринскую плащаницу как настоящую. Вместе с тем ученые сделали новые выводу, которые еще больше ставят под сомнения её подлинность.
Например, проведенный в 2018 году анализ пятен крови показал, что кровь на ткани расположена совершенно нереалистично и, следовательно, не может происходить из настоящих ран. Согласно другому исследованию, одна из рук фигуры, изображенной на плащанице, на 7-10 см длиннее.
В 2022 году проанализировали нить, вытянутую из савана, и предположили, что ткань может датироваться с 55 г. н.э. до 74 г. н.э., т.е. это соответствует возрасту Христа. Однако метод, применяемый в этом исследовании, был спорным и основывался на некоторых предположениях о том, как Туринская плащаница могла сохраняться столь долго.
Саван мог стареть медленнее, потому что с XIV века хранился в помещениях с особенными климатическими условиями, а повреждения и могло произойти раньше. Если это так, то даты, определенные в предыдущих работах, могут быть ошибочными, и плащаница окажется намного старше.
Может ли плащаница быть саваном Иисуса Христа?
Одна из научных работ сосредоточена на изучении природы силуэта, изображенного на ткани. В её процессе исследуют точки соприкосновения ткани с телом человека. Автор исследования Цицеро Мораес сосредоточился на искажениях, которые претерпевает трехмерный объект при проекции на двухмерную поверхность, известных как «эффект маски Агамемнона». Согласно смоделированному трехмерному изображению, линии на Туринской плащанице не соответствуют реальному человеческому телу, больше похожи на плоский рисунок. Таким образом, подтверждается версия о том, что Туринская плащаница является средневековым произведением искусства.